Как можно развить память и внимание, если нужно срочно с чего-то начать?
Плохая память? Не, это не про меня. Тут учили с дочерью стихотворение. Я со своей мудрой логикой, практикой обучения в трех высших учебных заведениях, способностью связать все что угодно и с чем угодно, знаниями как развить память у взрослого человека, упражнения для эффективного запоминания (психфак же) и моя дочь третьеклашка.
Кто быстрее запомнит? Конечно, я. У меня не было сомнений) Но когда мы начали учить стихотворение, повторять строчки, выяснилось, что она запоминает в разы лучше, ее память похожа на губку.
Вобрал воду, отжал воду. Конечно, сказываются ранние занятия по методике Макото Шичиды. Но все же.
А моей памяти требовалась предварительная работа — поиск ассоциаций, на что похоже, с чем бы связать, не было легкости. И после такой работы по связыванию, я все равно не могла вспомнить строчки.
И я тогда всерьез задумалась над памятью взрослого человека. Есть ли эффективные упражнения для развития памяти и внимания? Что делать-то?
Ведь с возрастом когнитивные способности, к которым относится и память, становятся более специфическими, избирательными, экономными.
Но решение есть!
Содержание статьи:
- Что такое память?
- Страшная правда или что происходит с памятью при взрослении
- Какой же все таки мозг у взрослого или у ребенка учится быстрее?
- Надо знать, что понимание не равно запоминанию
- 8 факторов, ухудшающих память
- 11 важных законов памяти
- Как развить память у взрослого человека, упражнения от доктора медицинских наук Натальи Петровны Бехтеревой
- Самый быстрый способ, когда мы подключаем правое полушарие головного мозга
- Тренировка памяти для взрослых онлайн — 6 лучших упражнений для развития памяти
- Что еще важно делать, чтобы развить память и внимание у взрослого человека?
Что такое память?
Память — это важнейшая особенность психики человека, с помощью которой мы запоминаем, сохраняем, а затем вспоминаем и используем в нашей жизни то, что помним.
Когда мы запоминаем происходит сохранение так называемых следов — образов окружающей нас реальности в коре головного мозга. Ненужная информация стирается.
Учеными уже описано огромное количество видов памяти. Про виды можно почитать в наших статьях. Поэтому сразу приступим к тому, что происходит с памятью у взрослых.
Страшная правда или что происходит с памятью при взрослении
Взрослея и развиваясь, человек достигает своего пика когнитивных способностей, к которым так же относится и память, это происходит к 35 годам.
Так, между 30-33 годами память, мышление и внимание получают максимальное развитие, однако к 40 годам начинается снижение их функций.
Пик творческой активности зависит от видов деятельности, которым занимается человек. Так математик, химик и физик ее достигают в 30-34, а медик и геолог — в 35-39 лет.
Самыми долго и далеко идущими являются политики, психологи и философы, пик их творческой активности приходится на возраст от 40-55 лет.
Но мы же знаем людей (в том числе и выдающихся), которые и в 80 лет сохраняют юношеское мышление, отличную память и создают потрясающие вещи.
Если профессия человека связана с творчеством, то взрослея, он не только ничего не забывает, но и наоборот, улучшает свою профессиональную память.
Самое интересное, что на сохранность и развитие нашей памяти влияет то, чем мы занимаемся, к чему стремимся, ищем ли новую информацию, хотим ли запомнить что-то новое.
Это поддерживает и развивает новые связи в головном мозге. Да, количество нейронов в головном мозге, за счет чего мы мыслим и запоминаем, к 80 годам уменьшается на 30 %, но процесс их образования и отмирания постоянен.
Самое важное — как мы используем «птицу феникс».
Наращиваем ли мы новые связи между нейронами, пути, по которым можно обойти поврежденные нейроны, или нет. В мозге Эйнштейна их было обнаружено большое множество.
Вот эти полосочки между нейронами и есть нужные нам новые синаптические соединения. Поэтому в любом возрасте нужно заниматься памятью. Более того, эффективно заниматься развитием памяти и внимания всегда.
Взрослея человек приобретает огромный опыт, хранит его в памяти, это огромные объемы информаци. Поэтому он может и рассказать гораздо больше, чем это в состоянии сделать молодой человек.
Какой же все таки мозг, у взрослого или у ребенка, учится быстрее?
На самом деле, учится мозг, как у ребенка, так и у взрослого, совершенно одинаково. Как так происходит? Учеными доказано, что на обучение как у взрослого, так и у ребенка мозг тратит одинаковое количество времени.
Так почему же дети учат быстрее? Потому что они не имеют других забот, как у взрослых, у них больше свободного времени и мотивации. Но мы, взрослые, тоже можем, если захотим)
И есть один секрет. Чтобы изменяться, мозг должен быть готовым к изменению. Что значит быть готовым к изменению?
Например, вы из лучших побуждений заставляете ребенка учится чему-то, вроде бы он учится, а пользы никакой. Почему?
Потому что мозг не может измениться, когда ему не интересно, скучно. Всегда должна присутствовать хоть какая-то эмоция.
Мария Аммон, президент немецкой академии психоанализа, сообщает, что мозг во взрослом возрасте может развиваться, изменяться, восстанавливаться и в основном под влиянием эмоций.
По детям мы точно знаем, что яркая эмоциональная окраска способствует запоминанию.
Итак, мозг готов к изменению, когда мы сильно возбуждены или получаем вознаграждение, любое: денежное, эмоциональное, эротическое, печеньку.
В мозге в этом случае вырабатывается дофамин, который снижает сопротивление мозга к изменению, к запоминанию.
Поэтому секрет к развитию памяти и внимания в любом возрасте — это поощрить себя вознаграждением или испытать глубокую эмоцию.
Мозг должен знать, что после запоминания ему будет хорошо) Когда мы довольны, вырабатывается гормон радости — дофамин. Его еще называют гормоном памяти.
Он связан с рабочей памятью и нужен для того, чтобы подключить ее к действию и отключить те зоны, мозга, которые активы у человека, когда он ничем не занимается.
А чем можно повысить уровень дофамина?
- Правильными продуктами: яйца, капуста, зеленый чай, морепродукты, яблоки, бананы, клубника и кусочек шоколада)
- Правильными действиями: интенсивная прогулка на свежем воздухе, танцы, игра на музыкальных инструментах. Но все в меру, а то избыток этого гормона может привести к опустошению и истощению.
Что еще важно знать?
Надо знать, что понимание не равно запоминанию
Давайте честно, почему мы не помним? Потому что мы взрослеем? Потому что ухудшилась память? А вот и нет! Мы не помним, потому что мы разучились запоминать, мы забыли как это учить наизусть!
Видя новую инофрмацию, мы ее понимаем, осознаем и … забываем. Если конечно какая-то информация не из ряда вон выходящая) Понимание не равно запоминанию.
Запомнить — это как протоптать дорожку в лесу, сформировать нейронный след, но при понимании этого не происходит.
Поэтому учить понятый материал наизусть — это не только полезно, но и необходимо для дальнейшего использования информации.
Мы считаем, что есть волшебная таблетка, какие-то упражнения, самые эффективные, которые надо делать в течение 15-20 минут в день и наша память улучшится.
Конечно, она улучшится, но вот эти поиски идеальной таблетки отодвигают развитие или хотя бы поддержание нашей памяти в хорошем состоянии.
А нужно то всего взять замечательное произведение, стихотворение самого любимого вами автора и … учить наизусть.
Начинайте с малого. 1 строчка в день, не надо много. Но эту строчку повторять целый день, чтобы каждое слово перед глазами стояло, чтобы могли повторить и вперед, и задом наперед.
Дальше, мы каждый день прибавляем по строчке.
Что может помешать?
8 факторов, ухудшающих память
Если вы заметили, что у вас ухудшилась память, не торопитесь паниковать. Сначала оцените не присутствуют ли в вашей жизни следующие факторы, а именно, вы:
- перенапряжены, в последнее время у вас была стрессовая ситуация на работе или дома
- мало и плохо спите
- не отдыхаете, не гуляете на свежем воздухе, не ходите от получаса до часа в день и
- не нагружаете себя физически
- принимаете лекарственные средства, которые вызывают сонливое состояние (например, антидепрессанты, успокаивающие средства, антигистаминные препараты, снотворные средства, некоторые сердечные средства вызывают сонливость и заторможенность)
- злоупотребляете алкоголем (он не дает сформироваться следам памяти, несколько глотков уже нарушают работу кратковременной памяти, большие дозы нарушают обработку информации, запоминание и абстрактное мышление)
- очень много пьете кофе (с вниманием не совместимы возбудимость, нервозность, которые дает избыток кофеина)
- сильно беспокоитесь по поводу проблем с вашей памятью =)
Устранение вышеуказанных факторов само по себе может наладить работу памяти.
Кроме того, нужно делать поправку на возраст и ваш режим деятельности, творческую активность, задействованность памяти в работе.
Но если ухудшение памяти серьезны и замечаете это не только вы, то лучше обратиться к специалистам, чтобы они могли оценить структуру расстройства.
Особенность расстройств помогут предположить о том, есть ли заболевание и каков его характер.
А потом уже принимать нужные меры, действовать, но ни в коем случае не беспокоиться. Беспокойство и депрессия само по себе снижают способность запоминать, поскольку наше внимание сосредоточено на волнениях.
Потому что человек может в одну минуту времени заниматься только одним делом, а поскольку оно занято только переживаниями, нет и возможности запоминать.
Что нужно делать? Перестать беспокоиться, просто взять и перестать. Чем больше вы беспокоитесь о том, что плохо запоминаете, тем хуже у вас память.
Нужно расслабиться при помощи, например, музыки. Какая музыка может к тому же улучшить и расширить память? Читайте нашу статью.
Кроме того, необходимо знать основные законы памяти.
11 важных законов памяти
Если начинать исчисление изучения памяти с Аристотеля, то ей занимаются уже 2,5 тысячи лет. За это время было сформулировано очень, очень много законов.
Их обнаруживали не только ученые, но и простые люди, а ученые потом доказывали их обоснованность.
Но есть самые нужные, которые необходимо использовать в повседневной жизни.
1. Как эффективно повторять, чтобы запомнить материал легко и надолго. Повторение несколько раз подряд не эффективно, лучше повторение распределить во времени. Как?
Запоминаем и повторяем в следующем порядке:
Один раз прочитать материал. Потом пересказать.
Далее активируем кратковременную память:
- Через 15-20 минут еще 1 раз прочитать, а потом 1 раз пересказать
Активируем долговременную память:
- Спустя 2 часа пробежаться глазами
- Через 12-24 часа пробежаться глазами
- Прочитать материал через 3 дня
- Еще раз поработать с материалом через неделю
Вот и все. И установка — необходимо себе сказать, что запроминаем навсегда.
2. Простое событие, вызвавшее сильную эмоцию, запоминается на долго.
3. Запоминается то, что на что мы обращаем внимание. Чем сильнее концентрируемся, тем на дольше запоминается материал.
4. Эффект края. Лучше помним то, что идет в начале сообщение и в конеце.
5. Эффект Зейгарник. Лучше запоминается и вспоминается то, что не было завершено.
6. То, что интересно запоминается без труда. Этот закон особенно проявляется при взрослении.
Поскольку ресурсы памяти с возрастом уменьшаются, то человек при старении пытается неосознанно сэкономить их и запоминает только то, что связано с его интересами, например, с его деятельностью.
Поэтому намеренное и специальное использование памяти в деятельности взрослыми способно поддерживать память в хорошем и отличном состоянии.
Молодой же человек может запоминать и то, что не интересно, на всякий случай, чисто механически.
Работа с материалом перед запоминанием, влияние любой деятельности
7. Материал перед запоминанием необходимо понять. Понятый и осознанный материал запоминается лучше.
8. Классификация, структурирование материала, связывание по смыслу улучшает память.
Например, если вам необходимо запомнить ряд картинок, то можно связать некоторые из них в смысловые блоки, которые легко можно запомнить и вспомнить.
На картинке ниже классифицируйте предметы и постарайтесь запомнить.
9. Лучше мы запоминаем все, что связано с содержанием творческой деятельности, когда мы творим.
10. Память каждый раз перезаписывается при ее использовании. Если вы выучили стих и если через два часа вы решили его повторить и повторили не правильно, то запишется неправильная информация еще прочнее.
Чтобы этого не произошло, в трудных моментах не позволяйте себе или ребенку ошибаться, лучше подсмотрите или вместе прочитайте по книге.
11. Интерференция.
Если после заучивания одного материала, вы начинаете запоминать другой похожий материал, то это «стирает предыдущую информацию», а по научному — вызывает торможение образования необходимых связей для запоминания первого материла.
Или ретроактивное торможение. Тот же эффект наблюдается, если вы после заучивание материалы выполняете трудное задание, например, решаете трудную задачу.
Необходимо избирательно подходить к процессам запоминания, чередовать дела и делать перерывы.
Есть ли простые и эффективные упражнения?
Как развить память у взрослого человека, упражнения от доктора медицинских наук Натальи Петровны Бехтеревой
Кто такая Наталья Петровна Бехтерева? Это нейрофизиолог, доктор медицинских наук, всю свою жизнь посвятившая исследованию головного мозга.
Она считает, что память в любом возрасте нужно укреплять, как любые другие мышцы.
Бехтерева Н. П. считает, что не нужно ничего придумывать, все уже придумано давным-давно. Ее советы по укреплению памяти самые простые и поэтому очень эффективные, о которых мы уже давно забыли:
- выучить наизусть все номера телефонов, хотя бы своих родственников и близких друзей) Она сокрушалась, что мы перестали зубрить наизусть и выкинули на помойку отличный тренажер для памяти
- учить от 6 до 11 новых иностранных слов в день
- стихи наизусть (но про это я уже писала)
- читать самую разную литературу, особенно сложную для понимания, пополнять свой словарный запас
- не делать перерывов в умственной работе
- отдыхать и гулять на природе, там другой воздух и запахи, последние напрямую связаны с памятью
Но все это долго. Есть ли более короткий путь или «ход конем»?
Самый эффективный способ, когда мы подключаем правое полушарие головного мозга
Но самые быстрые и лучшие способы для развития памяти и внимания, когда мы в них задействуем наше правое полушарие головного мозга.
И. Соньер писал о том, что развивая правое полушарие, мы развиваем весь головной мозг. А когда развиваем левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие.
Образная память (к ней относится и фотографическая память), которая связана с правым полушарием, не имеет границ.
Ученые Р. Шепард (1967), Л. Стендинг (1973) проводили эксперименты, в которых обнаружили, что человек способен эффективно узнавать сложный зрительный материал.
Было показано 11000 слайдов людям, которые участвовали в эксперименте, и через месяц они помнили 73 % из показанного.
Но не бывает хорошей памяти, без хорошего внимания, воображения и мышления.
Что же нужно делать чтобы развить такую эффективную фотографическую память правого полушария? Есть 6 «волшебных» упражнений (Как мы развиваем правое полушарие у деток читайте в этой статье).
Тренировка памяти для взрослых онлайн. 6 лучших игр для развития памяти
Упражнение для развития фотографической памяти
Это память правого полушария, а мы знаем, что когда мы развиваем правое полушарие, мы развиваем весь мозг.
1. Возьмите мозаику или любые другие однотонные цветные предметы (например, кубики или карандаши) и разложите в ряд. Посмотрите на них в течение 5 секунд, постарайтесь запомнить.
Потом закройте ряд и по памяти выложите такую же последовательность.
Можно изначально не выкладывать ряд, а рассыпать кубики или карандаши. Так будет сложнее, потому что когда мы раскладываем, мы запоминаем руками. Наш головной мозг очень хитрый)
Начинаем с 5 предметов, не нужно сразу брать много, мы тренируем не логику, а фотографическую память. Можно усложнить задание. После просмотра и запоминания, нужно нарисовать все предметы.
Что делать дальше, после того, как получится восстановить последовательность? Просто добавляем количество кубиков, карандашей, штук мозаики и доводим их количество до 50.
Тренируем образную память
2. Берем любую картинку, лучше начинать с самой простой, можно взять простую мандалу или нарисовать самим от руки красный круг (любую геометрическую фигуру, например, желтый треугольник).
Смотрим на него 5 секунд, закрываем глаза и пытаемся увидеть ее на внутреннем экране, под закрытыми веками.
Повторяем это упражнение как можно чаще. Можно повесить эту картинку куда-то на видное место, чтобы по чаще ее разглядывать. Цель увидеть картинку с закрытыми глазами так, как она есть.
Тогда заработает правое образное полушарие.
Самые веселые и эффективные игры
3. Найди пропажу. Суть найти предмет, который пропал. Для этого используйте все что у вас есть под рукой. Я беру карточки с иностранными словами, можно взять любые картинки, карты — 10-15 штук.
Выкладываем их в случайном порядке и рассматриваем.
Потом собираем, переворачиваем так, чтобы лицевая сторона была нам не видна, и убираем в закрытую любую картинку, любой предмет. Опять раскладываем картинки и смотрим, что пропало.
Очень легкая игра.
4. Что появилось? Здесь обратная игра предыдущей. Необходимо найти предмет, который появился. Конечно, мы его сами подкладываем, но делаем это так, чтобы не видеть, что вложили.
Проще и лучше играть с картинками, можно с обычными картами, их легче подкладывать.
Но можно использовать все, что у вас есть. Можно играть с одинаковыми по размеру шариками, но разных цветов, у детей они называются попрыгунчики, у нас их штук 100)
5. Запомни ряд или цепочка памяти. Играем с карточками. Выкладываем картинки и связываем каждую последующую с предыдущей смешной историей. Мы должны смеяться, образная память связана с эмоциями.
Начинаем с 15 штук.
Например, слон, велосипед, кровать, варежка, вата. История может быть такой: Слон еле-еле надул велосипед, который взлетел и встретил одинокую кровать, кровать от холода ела варежку, до отказа забитую ватой.
В придумывании истории размышляйте над картинками, как их можно растянуть, натянуть, намазать друг на друга, поиграйте в воображении с картинками, с их связью друг с другом.
Положите велосипед в кровать, посмотрите будет ли смешно он там лежать, оживите его. Мы к этому процессу подключаем воображение, силу образов, ведь без воображения нет хорошей памяти.
6. Самая детская игра «Найди отличия». Только в нее нужно играть по особенному. Сначала смотрите на одну картинку, а потом на две: ту что видели и такую же, но отличающуюся какими-либо деталями.
Что еще важно делать, чтобы развить память и внимание у взрослого человека?
1. Есть специальное средство для улучшения работы мозга, самое универсальное, оно всегда с вами, оно невидимое, его всегда можно носить с собой, и оно не требует никаких специальных технических средств.
Оно просветляет разум и снабжает наш мозг кислородом, необходимым ему для работы. Результат можно получить через несколько минут после его применения. Что это?
Это ритмичное дыхание.
Если вам нужно что-то запомнить или вы хотите заняться развитием памяти, то начините с ритмического дыхания. Вдох, задержка, выдох, задержка, сделайте их равными, считайте до 4.
Есть много интересных техник для дыхания, мы, как раз, используем особенное дыхание для улучшения и расширения памяти по методу музыкальной памяти. Чтобы узнать о методе музыкальной памяти переходите по ссылке (откроется в новом окне).
Если вы хотите узнать о музыке, развивающей головной мозг и память, то читайте нашу статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти (откроется в новом окне).
Внимание
2. Мы не можем запомнить, потому что не хотим! Как так, вроде мы жаждем запомнить? На самом деле, в большинстве случаев наше внимание блуждает, мы думаем, что все, что нужно запомнить сейчас само влетит и запомнится.
Мы забыли, что нужно приложить усилие. А какое?
Нужно сконцентрироваться на процессе, на том, что нужно запомнить. Внимание — это тот самый золотой ключик, который открыл Буратино и его друзьям дверь в другой мир, а нам открывает нашу память.
Что не находится в области нашего внимание, проходит мимо него. Если мы не сконцентрируем внимание, то в мозг ничего не запишется, следовательно, и вспоминать будет нечего. Оно как прожектор — что освещает, то и запоминается.
Замечали ли вы, что можете смотреть на какой-то предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Это мысли уносят нас далеко-далеко. Занятый своими мыслями человек не слышит ничего.
Но окружающие звуки доходят до его слуха, но не становятся понятными и не имеют значения…
Так и ребенок, сидит на уроке и витает в облаках) Он что — то слышит, конечно, например, он среагирует на произнесенное учителем его имя, но его внимание далеко.
Если мы глубоко сосредоточимся на каком-либо предмете или деятельности, мы начинаем подмечать все, даже мельчайшие детали. В этом случае наши действия: запоминание, понимания сути, структуры — очень продуктивны.
А еще, вы знаете, сколько средний человек тратит из 8 часов рабочего времени на выполнение заданий по работе? Вы удивитесь. Всего 4-ю часть, т.е. 2 часа) Остальное время уходит на, вы знаете на что…)
Пик развития внимания у человека приходится на 27 лет. И потом его нужно постоянно тренировать, это одна из способностей, улучшать которую можно до бесконечности.
Тренировка внимания
Есть самое простое упражнение. Когда вы читаете любой текст, книгу и т.п., возьмите карандаш и когда будет ускользать внимание, отметьте черточкой и при этом скажите себе: «Я внимательна и полностью сконцентрирована.»
Повторяйте эту процедуру при каждом отвлечении. И так читайте 3 минуты. Когда получится читать без отвлечений 3 минуты, увеличьте это время до 20 минут. И когда это получится, то вы будете магом любого дела, в т.ч. и для запоминания)
3. Усилить внимание и концентрацию, оздоровить и заставить эффективно работать мозг поможет одно средство, которое мы не можем где-то оставить, оно тоже всегда с вами — это ваши пальцы.
Пальцы через механорецепторы, а их более 3000 на каждом пальце, соединяются с корой головного мозга. Делая упражнения на пальцы, мы развиваем головной мозг, укрепляем нейронные связи, а задействуя обе руки, мы еще синхронизируем работу обоих полушарий головного мозга.
Что можно делать? Пальчиковую гимнастику. Доводим до совершенства упражнение, а потом переходим к другому. Как только легко стало получаться, больше никакого развития нет, все идет на автомате, а нужно чтобы было сложно.
Попробуйте упражнение: «фига-класс». Одна кисть показывает фигу, другая — класс или лайк (4 пальца сжаты в кулак, а большой выпрямлен)
И совсем самое легкое — это растирание пальцев рук утром, можно и пальцев стоп, когда вы только проснулись и еще находитесь в постели. Я бужу таким легким массажем дочь утром перед школой.
Еще больше упражнений на внимание, а также если вы хотите протестировать свое внимание, то читайте нашу статью Тесты на память и внимание у взрослых — вся правда о тестах и их эффективности, а так же статью Таблицы Шульте — онлайн тренажер, бесплатно решать прямо на сайте (откроются в новой вкладке).
Пройти тесты и потренировать внимание ребенка — Тесты на развитие памяти и внимания для школьников для своих (откроется в новой вкладке).
Польза рисования и чтения
4. Рисование
Если рисовать обеими руками 10 минут в день, то объем памяти увеличивается в два раза. Необходимо рисовать обеими руками одновременно и разные предметы: одной круг, другой треугольник. Или что вам нравится)
5. Чтение
1 час и более в день читать! По мнению ученых во время чтения происходит формирование новых нейронных связей. Если сказать проще, когда мы читаем, то мозг тренируется в налаживании контактов с нашим телом. Причем совершенно необязательно читать что-то заумное.
Через 6 минут после начала чтения бумажной книги, уровень стресса снижается на 68 процентов. Когда мы читаем, мы получаем удовольствие, развиваем воображение, мышление и память. Поэтому, читайте больше!
Заключение
Если вы хотите всерьез заняться своим правым полушарием, дающим потрясающие возможности, получить больше игр и техник для его развития, то приглашаю к нам на тренинг: Гений после 33? Да! (откроется в новом окне).
А если вы хотите узнать нашу систему игр, развивающих правое полушарие у детей, то подписывайтесь по ссылке (откроется в новом окне).
Вот и все, вот и все) Вы получили ответ на вопрос о том, как развить память и внимание у взрослого человека, упражнения для этого есть простые и очень эффективные. Нужно только действовать! Желаю вам отличной памяти и внимания!
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова.
[…] игры. Об этом много написано и приведены игры в статье Как развить память и внимание у взрослого человека — 6 … (ссылки откроются в новой […]
[…] развивающих память взрослым, можно узнать и поиграть по этой ссылке, в еще вот здесь и здесь (ссылки откроются в новом […]