Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta

Как, что и когда нужно делать для развития памяти и внимания — делюсь личным опытом

Без памяти мы были бы людьми мгновения. Не смогли бы ни читать, ни писать, ни осмысливать свои действия. Поскольку, чтобы прочитать слово, нужно помнить хотя бы его начало. Почему детки не понимают, что читают? У них плохо развита слуховая память. Поэтому развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста, вопрос очень своевременный и важный.

А мышление  ребенка? Оно напрямую зависит от его памяти. Даже больше, можно сказать, что мышление маленького ребенка и есть его память. Но пичканье ребенка фактами — не тот путь, по которому нужно идти.

Хотелось бы вам настроить так память ребенка, чтобы активировать мозг по максимуму?

Мне всегда нравится приводить высказывание И. Соньера о том, что развитие всего мозга дает развитие правого полушария, к которому относится фотографическая память, воображение, интуиция.

Какими упражнениями и играми нужно развивать память, чтобы заложить мощные связи между правым и левым полушарием головного мозга? Именно такой союз имеют все выдающие люди, которые пользуются возможностями всего мозга.

Содержание статьи:

Ценность памяти до 7 лет

Учеными разработано очень много определений для памяти. Но все признают, что это сложный психический процесс. Память — это способность ребенка и взрослого получать жизненный опыт, сохранять его и воспроизводить.

К жизненному опыту дошкольника относится все, что его окружает, все с чем он сталкивается. Память до 7 лет усиленно развивается. Это так называемая природная память.

Дошкольник вспоминает, когда увидит незнакомую картинку или объект.

Если он увидел что-то из ряда вон выходящее, он начинает рассказывать, вспоминая что-то похожее из своего опыта. Мышление маленького ребенка состоит из памяти, из его жизненного опыта.

Поэтому насколько опыт будет насыщен и разнообразен, настолько полна и сильна будет его природная память.

К слову сказать, скорость ее развития не может сравниться с развитием других способностей ребенка. Она самая высокая. Что достигается за счет идеального взаимодействия обоих полушарий головного мозга.

Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается эта удивительная синхронность. И те взрослые, которые владеют ею, считаются гениальными людьми.

Что вам минимально можно делать, чтобы быть спокойной за будущее ребенка, узнайте из нашей системы игр, которая состоит из самых эффективных игр.

За самой физиологичной методикой развития с рождения проходите по этой ссылке (откроется в новой вкладке).

Ученые уже описали 50 видов памяти

К сегодняшнему дню, за 2,5 тысячи лет изучения памяти, накопилось огромное количество ее законов (об этом в другой статье), а так же описано около 50 видов памяти. Мы конечно, не будем приводить их здесь все, только основные и в которых необходимо разбираться.

Память может быть разделена по разным основаниям.

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-vidi

А также:

По времени хранения

Память по времени хранения делят на:

  • иконическую (мгновенную) — самая короткая память. Действует в момент восприятия 1-2 секунды.
  • кратковременную (15-20 секунд). Это память на недавно полученную информацию или ту, что извлекли из долговременной памяти. Из нее информация переводится в оперативную или долговременную память или забывается.Имеет очень важное значение. Именно про ее объем говорится 7 -+2.
  • оперативную (рабочую). Время определяется по решению конкретной задачи.
  • долговременную память. В ней хранится весь жизненный опыт ребенка или взрослого, а именно: знания, умения, навыки, она не имеет ограничений по времени и объему.
  • генетическая память. Память на те события, которые происходят в течение жизни или в процессе эволюции живого организма.

По характеру психической активности

По характеру психической активности, которая доминирует в деятельности ребенка, память делят на:

  • двигательную
  • эмоциональную
  • образную
  • словесно-логическую

Название говорит само за себя.

По целям деятельности

По целям деятельности выделяют память:

  • непроизвольную (Запоминание происходит без намерений на то ребенка или взрослого, и является дополнительным продуктом любой деятельности, имеющей другие цели)
  • произвольную (Ребенком ставится цель на запоминание и используются для этого мнемические приемы)

Ученые пришли к выводу, что непроизвольное запоминание во многих случаях оказывается более сильным и продуктивным, чем произвольное. Так, например, если дать ребенку 9 карточек и попросить их разложить на три кучки по какому-то признаку.

Разложив их на кучки, он их запомнит легче и будет помнить дольше, чем если бы вы просто попросили его запомнить все 9 карточек без деления.

Попробуйте сами)

razvivaem-pamyat-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Образная память в зависимости от восприятия через различные сенсорные системы (5 органов чувств) делится на:

  • слуховую
  • зрительную
  • обонятельную
  • вкусовую
  • осязательную

Обычно очень хорошо развиты у всех людей слуховая и зрительная память. Их объемы значительны. У людей «художественных» профессий хорошо развита образная память.

Еще есть эйдетическая память. Это способность человека видеть ярко и красочно на внутреннем экране ( с закрытыми глазами) предмет, который был убран из поля его зрения. Этот образ бывает любой модальности, но обычно зрительный.

По способу запоминания память делят на опосредованную (логическую) и непосредственную (механическую). Опосредованная память связана с использованием логики и осмысления в процессе запоминания.

Что надо знать о развитии памяти у детей с рождения, дошкольников и  до 10 лет

С рождения у ребенка доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно связано с непроизвольным запоминанием. Так, учеными было доказано, что оба полушария участвуют и при запоминания словесной информации.

Однако непроизвольное запоминание обеспечивается правым полушарием, а произвольный, более высокий уровень мнестической деятельности — левым.

Правое полушарие дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам, а левое — память на слова, цифры, формулы. Память ребенка до 6 лет непроизвольна.

До 3 лет он может запоминать, даже не желая этого. Все мы знаем деток, которые могут читать наизусть целые поэмы, длиннющие стихотворения. Их память — губка.

С трех лет у детей начинает вступать в силу левое полушарие. Появляется «Я» и его память начинает быть избирательной, зависящей от его интересов, яркости, эмоциональности, как и у взрослого)

Окончательно доминирование левого полушария наступает к 6-10 годам (по мнению наших ученых 9-10 годам), а правое с феноменальной образной памятью, воображением сдает свои позиции.

Поэтому если не были развиты способности, за которые отвечает правое полушарие, они исчезают или затухают. И с малышами мы как можно раньше занимаемся по методике Макото Шичиды, чтобы развить способности правого полушария.

razvitie-pamyati-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-pravoe-polusharie

Что касается произвольного запоминания, за которое отвечает левое полушарие, то:

  • в 5-6 лет начинают проявляться первые признаки этого запоминания
  • к 6-7 годам оно уже окончательно формируется
  • к 6-7 годам может сознательно использовать при запоминании материала его логические связи

Чтобы пользоваться произвольным запоминанием, ребенок должен захотеть запомнить, и здесь большую роль играет мотивация и участие родителей. Детям должно быть весело, интересно, легко.

Таким образом, период с рождения до школы — это период непроизвольной памяти, которая связана с правым творческим полушарием головного мозга.

В это время оба полушария активны и это самый замечательный период для синхронизации их работы, по-другому, для создания прочных связей между полушариями и развития мозга в целом.

А развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. Помните слова Соньера?

Стой, кто идет? Это я, ваше внимание

Внимание — это познавательный процесс, с помощью которого ребенком или взрослым производится выбор того, что воспринимать, запоминать, а следовательно сохранять, припоминать и использовать в отношении информации, деятельности, общения.

Ребенок находится под очень большим потоком впечатлений, образов, но попасть в сознание и запомнится может лишь то, что попало в область внимания. Слабая память равна слабому вниманию.

Люди с высоким интеллектом обладают высокой способностью к концентрации, регуляции своего внимания. Их память полна знаниями, поскольку их внимание обеспечивает поступление и запоминание необходимой информации.

И наоборот человек со скудным вниманием обладает недостаточными знаниями и постоянно испытывает недостаток в них. Внимание — это то горлышко, через которое попадает и запоминается информация.

Проверить свое внимание вы можете вот здесь (откроется в новой вкладке), а внимание школьника вот здесь.

Вы уже знаете, какие виды внимания бывают?

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-vidi-vnimaniya

В зависимости от участия воли выделяют:

  • произвольное внимание
  • непроизвольное внимание

Произвольное внимание — это внимание, когда ребенок осознанно и целенаправленно обращает внимание на какой-то объект, удерживает на нем внимание в течение определенного времени.

Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться.

Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах.

Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте.

Так, спустя время уже не требуется прикладывать усилия воли, чтобы на этом объекте удерживать внимание.

Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует.

В зависимости от использования специальных средств для управления вниманием выделяют:

  • непосредственное внимание — это внимание, привлекаемое самим объектом, который интересен для человека, без использования каких-либо дополнительных средств.
  • опосредствованное внимание — внимание, которое возникает и управляется посредством дополнительных средств, косвенно связанных или не связанных с самим объектом. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»).

Самый важный вид внимания, который необходимо развивать

Это, конечно, произвольное внимание. Что нужно знать о его развитии у ребенка?

С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание.

К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно.

Он старается что-то сделать, достать, рассмотреть, попробовать на вкус, кинуть, скинуть)

На 2-3 году жизни развивается реактивное произвольное внимание, возникающее под влиянием речи взрослого, его мимики, жестов, а также под влиянием направления взгляда ребенка на названный предмет.

Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей.

4,5-5 лет — это начало активного произвольного и опосредствованного внимания. Ребенок может направлять свое внимание на какой-то предмет, когда на него обращает его внимание взрослый, под воздействием сложной речевой инструкции.

Ребенок начинает управлять и собственным вниманием (рисунки, знаки).

К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием.

Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое.

Младшие школьники. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного и опосредствованного внимания. Но оно отстает от внимания взрослого по всем параметрам: устойчивости, распределению, концентрации, переключаемости и объему.

Только к подростковому возрасту уровень развития внимания достигает уровня взрослого человека.

В играх мы будем развивать как раз указанные свойства внимания:

  • устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
  • распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
  • концентрацию — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
  • переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
  • объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно

Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Самые эффективные упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет

Резонный вопрос: Если столько видов памяти, то какой вид развивать в первую очередь, на чем сконцентрироваться?

Вербальное (словесное) и невербальное кодирование (образное), к последним относятся и мысленные образы, — это два основных способа представления информации.

У каждого ребенка может преобладать любой, в зависимости от доминирования конкретного полушария головного мозга.

Поэтому мы будем задействовать оба этих канала, делая упор на правополушарные игры, поскольку они очень физиологичны для дошкольного возраста и имеют отложенный полезный эффект.

И конечно, мы будем делать упражнения на развитие свойств произвольного внимания.

До игр и упражнений, вне очереди — читать детям и учить с ними стихи) А еще много бывать на свежем воздухе, активно двигаться, гулять, есть полезные продукты и слушать классическую музыку.

Итак, игры, в которые можно проиграть онлайн, прямо с сайта.

Упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет

1. Наведи порядок

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Попросите рассмотреть картинку ребенка назвать по картинке, кто, что и где должен быть, а потом нарисовать свой вариант по памяти уже как это должно быть.

2. Игра в слова

Назовите ребенку слова, а он пусть постарается их запомнить.

Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, тигр, стол, кровать, медведь.

Попросите повторить слова.

Спросите, можно ли эти слова разделить на части, на группы. Пусть он предложит свои варианты. Если ему трудно предложить способы, то попросите вспомнить слова, обозначающие животных, а потом — мебель.

Попросите еще раз перечислить слова по памяти.

Оценка результатов. Если ребенок назвал 6-7 слов без деления на части, то это говорит о  хорошей природной памяти. Если он хорошо разделил на группы, а потом правильно вспомнил их, то это говорит о хорошей опосредованной (логической) памяти.

3. Найди такой же

Попросите ребенка рассмотреть верхний листочек. А потом закройте его и предложите найти такой же из остальных.

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Сразу обычно не удается решить эту задачку, можно открывать и показывать листик еще и еще раз. Потом обязательно поговорите с ребенком, как он запоминал (как он рассматривал контур листа, прожилки, стебелек).

Игры на развитие образной памяти

4. Игра на развитие осязательной памяти. Подготовьте заранее вырезанную из картона фигуру замысловатой формы, это не должна быть геометрическая форма.

Попросите ребенка с закрытыми глазами руками (на ощупь) исследовать эту фигуру, а потом зарисовать ее.

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

5. Вкус и запах

Попросите ребенка представить яблоко.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Спросите ребенка:

  • Помнит ли он какой у него запах, а какой он на вкус?
  • Пусть он представит, что он держит яблоко в руке. Что он при этом чувствует?
  • Пусть расскажет, что он ощущает, держа его в руке.
  • А если его разрезать, что он будет чувствовать?

Двигательная память

6. Двигательная память

Повторюшки.

Стоим друг против друга и строим рожицы.  Один строит, другой повторяет. Меняемся ролями. Можно добавить эмоциональной мимики, чтобы ребенок еще и определил эмоцию, а потом повторил.

Повтори движения руками, движения туловищем, ногами.

Несколько движений запомнить (5 движений) и повторить. Начинаем с 2-3 и постоянно наращиваем.

Игры на зрительную память

7. Игра на развитие внимания и зрительной памяти

Покажите ребенку картинку.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Попросите рассмотреть картинку внимательно. Потом закройте ее и задайте вопросы:

  • Сколько было на картинке бабочек?
  • Какого цвета бабочки?
  • Что было в руке у девочки?
  • Где стоял волк?
  • Какого цвета была у девочки шапочка?
  • Какого цвета был сарафан?

8. Цветовосприятие

Взять любую картинку и подбирать к ней те, цвета, которые художник использовал. Предварительно распечатать палитру цветов

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Игры на внимание

9. Игра на переключение внимания

Вы знаете эту игру. Она еще называется: «Съедобное, не съедобное».

Кидаете мяч и называете слово, обозначающее съедобный предмет. Ребенок ловит и ест понарошку этот предмет. Потом его очередь кидать мяч и называть слово.

Когда называется слово, обозначающее то, что нельзя съесть, мячик нужно оттолкнуть.

10. Лабиринты

razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta

11. Найти парочку. Тренируем внимание.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

12. Найди отличия. На концентрацию внимания. Можно искать отличия на перегонки.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Игры на развитие памяти правого полушария — фотографической памяти

13. Игры с картинками

Определи ту, что показана первой. Используем почти одинаковые картинки. Можно взять из игр найти отличия, только для начала берем самые простые.

И не ищем отличия — это левое полушарие. А сначала показываем одну на одну секунду, а потом две картинки. Ребенка просим определить, какую показывали первой.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

14. Определи, что пропало?

Используйте любые картинки, которые у вас есть. Сначала играете с 5-7 картинками, а потом наращиваете количество. Игра очень простая и быстрая.

Покажите сначала набор картинок.

razvivaem-pamyat-i-vnimanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

Что пропало?

razvivaem-pamyat-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

15. Что появилось?

Можно играть с теми же карточками, что их в предыдущей игре. Показываете сначала 5-7 картинок, собираете, потом добавляете так, что бы ребенок не видел, новую и опять выкладываете уже с новой.

Порядок обязательно меняем.

razvivaem-pamyat-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-uprazhneniya

16. Что изменилось?

Выкладываем картинки 5-7 штук, потом собираем и одну картинку меняем на другую. Опять раскладываем картинки и просим ребенка определить, что изменилось.

razvivaem-pamyat-u-detei-doshkolnikov-uprazhneniya

Что изменилось?

razvivaem-pamyat-u-detei-doshkolnikov-uprazhneniya

Еще больше игр ищите в моей статье 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (откроется в новой вкладке).

И очень важно! Про воображение и фантазию нужно обязательно вспомнить! Игры, развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов (откроется в новой вкладке).

Игра на развитие интуиции

17. В какой руке?

Самая скоростная игра на развитие правого полушария. Все интуитивное, образное, подсознательное находится там. Поэтому играя в эту игру и другие правополушарные игры, мы развиваем феноменальную (фотографическую) память, воображение и интуицию.

Играть можно везде и со всем, что может уместиться у вас в руке.

razvivaem-pamyat-u-doshkolnikov-uprazhneniya

Берете мячик, камушек и прячете его в руку у себя за спиной, чтобы ребенок не видел. Потом просите отгадать, где находится камушек. Чем младше ребенок, тем правильней он будет отгадывать и тем больше нужно играть.

Почему лучше отгадывает? Потому что у него активнее правое полушарие. И если начать развивать правое полушарие, которое у них и так в это время активно, мы будем развивать и укреплять межполушарные связи, мы будем развивать весь мозг.

Представьте, что у вас уверенный в себе, счастливый ребенок, который запросто справляется с любым обучением. Листает книги у себе в голове, выбирая информацию для ответов на экзамене.

Это достигается в детском возрасте очень просто. Но есть один важный секрет. Узнайте о нем в нашей системе игр (откроется в новом окне).

В нашей статье про методику Макото Шичиды вы можете узнать все про развитие правого полушария с рождения.

Вот и все, вот и все) Вы узнали как развивать память и внимание у детей дошкольного возраста, а также увидели игры и упражнения для этого, но если вы хотите делать минимум и получать максимум эффекта в развитии способностей ребенка, то переходите по ссылке или кликайте на картинку внизу статьи (откроется в новом окне).

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Как развить память и не только

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 2,67 из 5)
Загрузка...

Комментарии 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *