Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов, которые нужно совершать, чтобы воображение расцвело
Зачем нужны игры развивающие фантазию и воображение? Ведь сейчас так популярно раннее развитие: умение читать, писать, считать. Воображение и фантазия совсем было отошли на второй план. А ведь это очень опасно!
Да, очень! Во-первых: для самого ребенка и, во-вторых, для нации. Наши ученые уже «бьют тревогу». Генераторы идей — правополушарники, исчезают, нация в опасности. За воображение отвечает правое полушарие.
Воображение и фантазия дают в будущем креативную личность, умеющую найти выход из любой сложной ситуации.
Без воображения не было бы изобретений и открытий. А искусство? Художники, писатели, поэты с помощью него дарят нам удивительный мир. Без воображения не было бы сказок, дети бы не смогли играть в игры.
Эйнштейн писал, что вооражение сильнее знаний. Без воображения наших деток детей ждет низкая обучаемость и не только в школе. А это уже совсем печально.
И нужно начинать развивать воображение как можно раньше. Спешите дать своим деткам счастливое и творческое будущее.
Содержание статьи:
- Самое важное о воображении
- Кризис трех лет, чем он выгоден?
- Как же все таки воображение связано с мышлением?
- Игры развивающие фантазию и воображение за 5 шагов
Самое важное о воображении
Существует очень много определений воображения. Приведу, на мой взгляд. лучшее.
Воображение — это способность переносить функции одного предмета на другой, который функциями первого не обладает, и умение видеть целое раньше частей.
Что значит перенесение функции одного предмета на другой простыми словами и на практике? Например, функция машины — ездить. Ребенок берет кубик от Лего и везет его по полу и изображает звук работающего двигателя.
Что это? Это как раз перенесение функции машины на кубик, который функциями машины совсем не обладает.
А еще кубик может летать как бабочка, а девочка может, сидя в песочнице, помешивать палочкой (она у нее теперь ложка) суп (песок в ведерке). Да, за все это отвечает воображение)
Кстати, это свойство воображения лежит в вообще основе развития человеческой цивилизации. Древние люди пили воду, набирая ее в свои ладошки, собирая их вместе как лодочку.
Именно такими делали изначально чашки. В глину, металл, дерево была перенесена форма сложенных человеческих рук, с помощью которой пили воду.
С этим свойством воображения связано еще одна способность ребенка — встать на позицию другого, представить себя голубем, трактором, любимым персонажем, котиком. Помните дети играют в такие игры?
Умение видеть целое раньше частей
Это когда идет ребенок по улице и собирает всякую «дрянь», на наш взгляд не нужную. Если мама заставляет «весь этот мусор» выбросить, то он может привести тысячу аргументов, за чем это ему нужно.
Что это палочка — недостающая часть от самолета и она обязательно ему пригодится. Здесь ребенок видит целое раньше частей. Это нам кажется, что всякий мусор, а ребенок увидел часть от своей будущей игры, созданной им в воображении.
Именно целостная ситуация сделала возможным увидеть палочку частью самолета. Бесполезный предмет вдруг обрел смысл. Благодаря этому качеству воображения ребенок может оживлять игрушки, дружить с ними, любить или бояться.
Поэтому игра ребенка — это важное дело которое в конечном итоге развивает головной мозг. Почему? Уча ребенка читать, считать, мы развиваем его левое полушарие.
Французский ученый И. Соньер сказал, что развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие, но развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг.
Кризис трех лет, чем он выгоден?
О, все мамы знают его! Во время этого кризиса, ребенок обнаруживает, что он отдельная личность. Он начинает свои действия отделять от действий мамы, других людей.
Он начинает планировать свою собственную индивидуальную деятельность.
Именно здесь зарождается воображение как самостоятельный психический процесс и условие его возникновения — наличие самостоятельной деятельности ребенка.
Позволяйте ребенку узнать себя, что ему нравится, а что нет, дайте ему эту возможность. Мозг ребенка развивается и это важный этап в его жизни.
Как же все таки воображение связано с мышлением?
Воображение и фантазия — это особая умственная деятельность, при которой ребенок представляет то, чего нет, из того, что есть в его памяти. Это творческий процесс создания нового из старого.
Фантазия отличается от воображения тем, что путем этого мыслительного процесса создаются новые сказочные, нереальные объекты и ситуации на основе старого опыта и знаний ребенка.
Воображение и мышление, конечно, имеют разные цели, но они настолько связаны, что одно без другого невозможно. Генерирование образов и мышление связаны.
Чтобы сформировать в воображении новый образ, нужно разложить тот образ, который находится в памяти, видоизменить его, соединить в новых сочетаниях.
Указанные мыслительные операции являются инструментами мышления — анализом и синтезом.
Генерирование образов порождает сложную мыслительную деятельность, создаются связи между полученными образами, развивается мышление. Поэтому фантазируя, ребенок развивается.
Игры развивающие фантазию и воображение за 5 шагов
Шаг первый. Зачем нужен опыт?
На чем базируется воображение? Воображение и фантазия уходят корнями в опыт ребенка. Чем больше знаний, впечатлений, образов он получает, тем лучше будет работать его воображение.
Поэтому первый и самый главный шаг — давать ребенку новую пищу для ума.
Наполнять его впечатлениями, эмоциями, сведениями, но не пичкать фактами, а именно наполнять. Ходить в театры, на выставки, посещать музеи, гулять на природе, наблюдать за всем вокруг: за облаками, деревьями, птицами.
Кроме того, необходимо развивать все 5 органов чувств. Играть в игры, в которых задействуются: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание.
Игры:
Тактильная игра «Узнай фигуру»
На столе раскладываете геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в плотном не прозрачном мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего).
Показываете ребенку любую фигуру, деталь и просите его нащупать в мешочке и достать такую же.
Усложняете:
- Просите найти одинаковые по толщине, но любые по форме.
- Одну квадратную, одну треугольную одной толщины:)
Созерцание
Что мы делаем при выходе из дома? Каждый раз, выходя из дома, вы наблюдаете за облаками, небом, нюхаете воздух. Оцениваете прохладу воздуха лицом, носом, трогаете снег руками, если он у вас есть на земле.
Наблюдаете и оцениваете деревья. Дальше. Вы смотрите на дома вокруг. Размер, цвет, если есть. На что они похожи? Если нет домов, тогда наблюдаете за поверхностью земли, что на ней.
Потом вы смотрите на обувь людей, которые встречаются вам на пути. Какого она цвета? И что это за обувь? Сапоги, туфли и т. п. Придя домой, вспоминаете, перечисляете!
Вкус и аромат
Используйте коробочки с запахами. Ваша задача – научить ребенка различать запахи.
Сделайте два набора по 6 коробочек (баночек), каждую наполните остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин, тмин и т. д., в зависимости от того, что у вас есть дома). Может быть и меньше коробочек поначалу, со временем добавите.
«Найди пару». Предлагаете понюхать коробочку из одного набора, затем найти такой же запах в другом наборе. Сделать то же самое с закрытыми глазами.
Музыка
Можно слушать музыку, а можно и самим сыграть. Играем на подручных инструментах. Берете набор из разных предметов. Банки, стаканы. Разные по наполнению водой и совсем пустые.
Играем на наших «музыкальных» инструментах. Можно усложнить задание. Попросите ребенка повторить мелодию. Можно ее сначала записать на диктофон или видео.
Шаг второй. И чтобы учиться было в радость
Макото Шичида, японский профессор, который изучал головной мозг в течение 40 лет и разработал свою методику для развития деток (о ней можно почитать здесь), пишет, что те детки, которые плохо учатся, имеют плохо развитую языковую память правого полушария.
О способах развития памяти и правого полушария у дошкольников читайте Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения и 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (ссылки откроются в новых вкладках).
Дети с развитым правым полушарием головного мозга могут читать книги с закрытыми глазами — прочитав один раз, перелистывать ее у себя в голове и ища нужную информацию.
Запоминают огромные объемы инофрмации. Макото Шичида считает, что развитие образов — самое важное в развитии правого полушария. Детей нужно обучать способности видеть образы.
А как мы узнали раньше, развитие правого полушария дает развитие всего мозга.
Итак, что же нужно делать? У него конечно, есть особенные упражнения на развитие силы образов, но есть и очень простые.
Развиваем образную память
Играть с детьми в превращения.
Игра «Превращение в котенка»
Скажите ребенку, что вы хотите с ним поиграть в игру. «Представь, что твое тело уменьшается, становится маленьким и превращается в котенка. Рыженького маленького котенка. Теперь ты котенок.
Смотри, вокруг тебя все большое: стол, стулья, а ты совсем маленький. У тебя мягкие лапки и есть коготки, которыми ты можешь царапаться и цепляться и взбираться на спинку дивана или даже на занавески.
Куда ты хочешь взобраться? Давай полезай. Как там наверху? Тебе не страшно, потому что ты очень ловкий, а когда спрыгиваешь ты всегда приземляешься на все четыре лапки.
А когда ты идешь, тебя совсем не слышно. И ты очень любишь играть и прыгать. А еще тебе нравится, когда тебя гладят по шерстке. От этого ты урчишь.
Но вот ты очень проголодался и захотел попить. На кухне стоит твоя мисочка с молочком. Ты подходишь и лакаешь молочко. Какое на вкус молочко? Оно теплое?»
После того как поиграете, помогите ребенку вернуться в его прежнее состояние. Скажите: «А теперь ты превращаешься в мальчика Сашу или девочку Лизу».
Можно играть во все, что угодно. Например, летать в облаках самолетиком или воздушным шаром, плавать в море дельфином или корабликом, машиной ехать в далекое путешествие…
Есть и другие упражнения. Об этом мы рассказываем и во все игры играем на нашем тренинге по развитию воображения (откроется в новой вкладке).
Шаг 3. Рисование — тренировка для ума?
Почему у деток, занимающихся по методике Макото Шичиды наблюдается взрывное умение рисовать? Потому что они играют с картинками, оперируют образами. Они могут мысленно представлять зрительные картины.
Рисуя, ребенок создает образы, меняет их, ищет новые связи между предметами и их изображениями. А создание новых образов и поиск ассоциаций является настоящей тренировкой для ума.
Зрительное восприятие — это мощный фактор, который влияет на развитие детского рисунка. От уровня развития зрительного восприятия зависит то, как видит образ ребенок и как он его переносит на бумагу.
И есть специальные игры, развивающие зрительное восприятие и память, без нее никуда.
1. Видеть целое раньше частей
Какие игры этому помогают? Пазлы, разрезные картинки, пазлы, танграмм.
А еще оптические иллюзии:
Здесь сразу две иллюзии: классическая иллюзия искажения размера (зеленые круги в центре имеют одинаковый размер) и цветовая иллюзия — кружки справа выглядят светлее левых, хотя на самом деле они одного цвета.
Какая из красных линий длиннее?
Иллюзия восприятия глубины и объема.
Перед вами лестница Шредера. Сколько вариантов лестниц вы увидите? А если наклонить голову вправо и чуть подождать?
Ваза Рубина
Вы увидели вазу, а два лица, смотрящие друг на друга?
Картины Эшера
Это настоящий шедевр. Всмотритесь и удивляйтесь.
Стереокартинки
Это отдельная удивительная история. Про стереограммы и как их увидеть читайте мою статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется в новой вкладке).
Игры на распознавание образов
Найдите 13 фей.
Попробуйте найти на картинке 12 тигров.
2. Анализируем и осмысляем образ
Поиграйте с ребенком в игры.
Найди правильную тень белочки.
В капельках спрятаны изображения. Попросите ребенка узнать, что здесь нарисовано?
Игрушки перепутались. Сможешь найти, какие игрушки нарисованы?
Сможешь найти такую же фигуру, как в прямоугольничке слева?
Кто быстрее найдет отличия мама или ты?
Игра «Найди пару». Ребенку нужно найти пару заданному предмету по форме, размеру, цвету, может быть по назначению.
3. Развиваем зрительную память и зрительно-пространственное восприятие
Незаконченные рисунки. Вы можете использовать незаконченные рисунки или вместе с ребенком рисовать друг другу загадки рисунки, по которым догадываться, что нарисовал каждый.
А вот еще:
Найдите, что здесь отражено в зеркале не правильно.
Классификация. Учим ребенка выделять в предметах сходные детали и собирать на этой основе в группы. Основ может быть много. Находите их как можно больше.
Игра «Что пропало?». Играть можно с картинками или с игрушками. Для ребенка 3-4 лет раскладываете 3 — 4 картинки или игрушки, чтобы он их запомнил.
Потом незаметно от него убираете одну игрушку или картинку и просите определить, что пропало. Как в нее играть с картинками подробнее можно посмотреть в нашей статье о развитии памяти, внимания у дошкольников.
Игра «Что изменилось?». Играете с картинками или с предметами. Так же выкладываете картинки для запоминания, только не убираете, а меняете местами игрушки или заменяете картинку или игрушку на новую.
4. Игры на генерирование зрительных образов
Игра «Назови пять». Предложите ребенку назвать 5 предметов, похожих на мяч, 5 предметов больше стула, 5 игрушек больше машинки.
Игра «Что на что похоже?». В такую игру играйте на улице, дома, где угодно. Выбирайте предмет и ищите для него ассоциации, на что он похож.
Например, дорога, похожа на реку, по которой мчатся кораблики-машины.
Игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке спрятаны предметы: деревянные карандаши, маленькие пластмассовые кубики, резиновые мячики, железные машинки.
Позвольте ребенку на ощупь определить свойства предметов (гладкое, шершавое, твердое, мягкое, круглое) и угадать, что ему попалось в руку.
Игра «Что бывает?»
Выбираете любой признак предмета и просите ребенка назвать все предметы, которые он вспомнит с этим признаком. Например, кто больше назовет плоских предметов: тарелка, лист, кисть, ножик, живот, телефон, тетрадь.
Шаг 4. Что говорить и читать, чтобы развивать воображение? Игры на развитие воображения у детей 4-5 лет
Развиваем воображение через устную речь: читаем и сочиняем
1. Чтение
Чтение стимулирует работу правого полушария. Когда мы читаем, мы думаем, представляем, видим героев и сюжеты в образах, предвосхищаем события, все это мощно развивает правое полушарие.
Поэтому читаем детям обязательно. Читать нужно не только детские книжки, а разную литературу: научную, художественную, техническую, чтобы ребенок получил представление о глубине языка.
Ребенок рождается с удивительными способностями, он может понять и расшифровать любые слова и выучить столько языков, сколько вы ему можете дать и за самое короткое время.
Поэтому судить, что поймет ребенок, а что нет, что для него сложно, а что нет — это вопрос очень тонкий)
2. Сочиняем с ребенком сказки
Учимся сами и учим ребенка сочинять сказки. Чтобы научиться сочинять сказки, нужно вспомнить, что все вокруг может быть живым, двигаться, говорить, мечтать и каждый объект может жить своей собственной жизнью.
Предметы, игрушки, камни, деревья, все… У каждого и любого может быть своя особенная жизнь, полная приключений.
Для самых маленьких, до 2 лет, можно придумывать вот такие истории:
«Однажды маленький мальчик слепил из снега круглый снежок, принес его домой и положил на стул. А сам пошел ужинать. Дома было тепло, и снежок полежал-полежал и начал худеть да таять.
Мальчик увидел это и спросил: «Что с тобой случилось, почему ты плачешь, снежок?»
«Потому что в тепле я растаю и превращусь в лужицу», – ответил снежок. Тогда мальчик открыл холодильник и положил снежок на самую холодную полку. Снежок очень обрадовался и сказал мальчику: «Спасибо!»»
Для деток постарше, 3-4 лет, можно руководствоваться планом:
- выбираем героя, оживляем его, описываем
- помещаем его в то место, где он не может быть (хорошо бы уточнить, как он туда попал)
- рассказываем, что в этом необычном место с ним произошло
- кого он там встретил
- какой враг у него был
- кто ему помог
- чем все закончилось
Нужны ли загадки для развития фантазии и воображения?
3. Отгадываем и сочиняем сами загадки. Мы учимся по всем правилам сочинять загадки на нашем тренинге «Как легко и быстро развивать воображение и природные способности ребенка» (откроется в новой вкладке), где есть отстранение, ассоциация и сравнение и заключительная метафора.
В завершение можно придать загадке стихотворную форму. Вы можете брать первые две операции и выдумывать сами с ребенком загадки.
Например, продолговатый, зеленый, может быть с пупырышками, съедобный, внутри много воды и косточек) Это мы отстранились и описали огурец. Можно ограничиться и этим. А можно пойти дальше и сравнить огурец с бананом)
С подросшим ребенком нужно усложнять загадки. Приводить такие особенности предмета, которые не дают однозначного толкования.
Например, «Они есть у каждого, бывают разных цветов, формы и длины, они могут быть тонкие и толстые. Без них человек может прожить, некоторые даже просто от них избавляются. Но они очень настырные всегда с человеком, но иногда, они обижаются и уходят навсегда)»
Что это?
4. Лжезагадки — это загадки, в которых уже содержится ответ и нужно быть просто очень внимательным.
Синьор Освальд в разгар летней поры
Направился в Африку, где погибал от жары.
Возникает вопрос: почему он страдал от жары?
Потому что родился в Форли
Иль потому, что Освальдом его нарекли?
Шаг 5. Заключительный и самый важный
Поощрение и закрепление
Творческий процесс — это еще та задачка для родителей. Надо вытерпеть и творческий беспорядок, и проявление индивидуальности ребенка. Да, силы и терпение нужны, но все это окупиться сторицей.
Моя дочь любит рисовать на стенах. Сыну такое в голову не приходило, а вот дочь… Как же это сложно принять))
Когда дочь подросла и мы сделали ремонт, то она ограничилась только одним очень симпатичным пятном содранных обоев. Ну что ж, пусть так)
Когда ребенок хочет пойти гулять в волшебных крыльях или в плаще волшебника, нужно ему это позволять. Только взрослых волнует как они выглядят в глазах окружающих, выделиться для них страшно.
Хорошо, что ребенок еще этим не ограничен, и просто играет.
Слушайте и цените
Мы бежим, хотим все и максимуму успеть, а ведь ребенок не будет таким всегда. Остановитесь, послушайте, что он вам говорит, запишите его рассказ, сказку, которую он сочинил.
Сделайте книгу, пусть он видит, что вы цените результаты его труда. Вешайте на видное место его картины, пусть делает подарки бабушке и дедушке.
Заключение
Итак, если вы будете придерживаться этих простых 5 шагов, то воображение вашего ребенка будет неустанно развиваться, да и ваше тоже.
И если вы хотите получить самую простую и эффективную игру, развивающую воображение, а также определяющую уровень развития воображения вашего ребенка, то переходите по этой ссылке или кликайте на коробочку внизу письма (ссылки откроются в новом окне).
Вот и все. Вы узнали игры развивающие воображение и фантазию ребенка, а также перечень шагов, которые необходимо совершать, чтобы развивать воображение и правое полушарие головного мозга. Дорогу осилит идущий! Веселых вам игр!
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова.
[…] здесь указаны важные игры, которые вам могут пригодиться (ссылка откроется в новой вкладке). Вам нужен шаг […]
[…] ответ. Как развить воображение у ребенка читайте по этой ссылке (откроется в новом […]
[…] здесь: Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных ш… можно подробнее почитать про понятие воображения и […]