Почему в начальной школе у ребенка вдруг ухудшается память? Что делать?
Почему же возникает вопрос: Как развить память и внимание у ребенка 8 лет, упражнения, есть ли самые эффективные? Почему в школе учителя начинают жаловаться на невнимательность, ребенку становится тяжело запомнить стихотворение?
А какой-то уже пройденный материал ребенок видит как в первый раз. Или, допустим, правило ведь он знает, а применить не может. Как такое может быть?
Хочется же наоборот, чтобы он меньше времени тратил на уроки, быстро и много запоминал, и надолго.
Кайфовал о того, что ему легко учиться, что еще можно заняться, чем душе угодно. А в старших классах объем того, что нужно освоить и запомнить увеличивается.
Что будет потом, если не заняться памятью и внимательностью сейчас? Ведь от объема изученного и верно примененного зависит сдача экзаменов и поступление в заветный ВУЗ.
Содержание статьи:
1. Что надо знать о физиологии памяти? Чем отличается память до 3 лет и после?
2. 5 способов поправить ситуацию. Как развить память и внимание у ребенка 8 лет, упражнения
- Самый простой шаг
- Связь памяти с мышлением и воображением. Чем это нам выгодно?
- Легкий способ развития слуховой памяти
- Страшная правда про зрительную память
- Что важно делать еще, чтобы улучшить память ребенка?
3. Как не стать гениальным при помощи внимания?
4. Шаг конем или что спасет креативность и феноменальную память?
Что надо знать о физиологии памяти? Чем отличается память до 3 лет и после?
Да, все дело в физиологии. Помните? До 3 лет ребенок был таким любознательным, ему все было интересно, мог запомнить огромное стихотворение, даже поэму, и читал его с удовольствием.
А как сочинял! Куда же все это пропадает с возрастом?
До 3 лет память ребенка сравнивают с губкой, которая все впитывает. Происходит накопление знаний, впечатлений всеми системами организма.
Ребенок в этот период использует совсем другие отделы мозга для запоминания, чем взрослые, у него имеется совсем другой потенциал.
В его мозге заложено огромное количество связей на все случаи жизни, которые в последствии у взрослого человека исчезают. Это пропажа составляет в некоторых ядрах мозга до 75%. Это, конечно, не делает нас умственно отсталыми)
У ребенка до 3 лет имеются связи между различными участками коры головного мозга. Так слуховая и зрительная память работают в унисон и дополняют друг друга.
Это обеспечивается связями между зрительной и слуховой корой. Любой звук может порождать у них цвет, а цвет превращаться в звучание. Это явление называется синестезией.
Эксперимент с гениальными людьми
В Англии проводили эксперимент, где исследовали людей, обладающих феноменальной памятью. Так вот, оказалось, что очень большая часть из 52 человек имеют синестезию.
Способность «слышать» цвет или, например, они слышат звук и одновременно идет ассоциация с буквами, а запах порождает тактильные ощущения.
Мозг детей до 3 лет изначально настроен так же, он универсален и может многое. И, конечно, важно использовать это время для закрепления удивительных связей.
Что необходимо делать с рождения, чтобы не упустить время, читайте нашу статью Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (ссылка откроется в новом окне).
Что же происходит потом?
Ненужные нейроны, которые не были включены в прочные связи, постепенно отмирают за ненадобностью. После 3-4 лет с ребенком, с которым специально не занимались, сложно выучить простое четверостишье, против целой поэмы до 3 лет.
Совсем другие структуры мозга становятся ответственными за память. У малышей память включается на неожиданное, новое, интересное, им чем ярче, тем лучше.
Это особенности развития памяти этого возраста — она непроизвольная.
Но поскольку мозг ребенка продолжает развиваться, то и структуры мозга, отвечающие за память у ребенка с 4 до 5 лет, не будут иметь решающего значения для оценки его памяти в будущем.
Только к 6-7 годам начинает развиваться память коры головного мозга, произвольная память, которой будет пользоваться ребенок в дальнейшем.
Произвольная память — это когда для запоминания ребенком применяется волевое усилие, воля.
Хорошо бы к этому возрасту вы уже начали с ним заниматься развитием памяти.
Если ваш ребенок еще дошкольник, то все рекомендации по развитию памяти находятся здесь: Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения (откроется в новой вкладке) и
44 лучшие игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет вы найдете здесь (откроется в новой вкладке).
Но если этого не произошло, не печальтесь. Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?
5 способов поправить ситуацию. Как развить память и внимание у ребенка 8 лет, упражнения
Самый простой шаг
Сначала нужно понять, почему произошло ухудшение памяти. Может что-то произошло в школе? Стресс? Он поругался с одноклассниками и действует назло? Типа, куплю билетик и пойду пешком) Если дело в этом, то действуем на причину. Память — это следствие.
Дальше. Смотрим режим питания и отдыха. Оцениваем, все ли в норме:
- Ребенок ест нужные для головного мозга продукты (гречку, бобовые, орехи, сыр, рыбу жирных сортов, достаточно фруктов и овощей)
- каждый день бывает на свежем воздухе
- интенсивно двигается хотя бы полчаса в день (та же физическая зарядка), чтобы улучшить кровоснабжение мозга на более чем 24 часа
Нет ли нейропсихологических проблем?
Если все в порядке или у вас цель — помочь ему развить память, то приступим.
Связь памяти с мышлением и воображением. Чем это нам выгодно?
Сначала давайте разберемся, что такое память?
Это не нечто такое, что лежит где-то на задворках головного мозга и плохо работает, а поэтому это что-то нужно подлечить, расшевелить.
Память расположена во многих миллиардах нейронов головного мозга и в триллионах связей между ними.
Каждый раз когда мы вспоминаем, пользуемся памятью, мы оживляем связи, перезаписываем информацию, трансформируем. Память — это здесь и сейчас, она живая. Это трудно осознать.
Но когда вы это поймете, будет очень легко. Самое волшебное то, что память, мышление и воображение у ребенка неразрывно связаны. И развивая одну грань, мы получаем сразу все.
Например, мышление у маленького ребенка напрямую зависит от памяти. Поскольку маленький ребенок размышляет вспоминая.
Поэтому важно начинать с памяти!
Существует очень много классификаций памяти
Так, в зависимости от того, что мы запоминаем, выделяют память:
- двигательную
- эмоциональную
- образную
- вербальную, словесно-логическую
Как раз последняя созревает в самую последнюю очередь, она считается пиком развития памяти. Она есть только у человека. Остальные виды памяти присутствуют и у животных тоже.
И именно на вербальную память, когда идет запоминание при помощи слов, и делается упор в школах, абсолютно забывая о другом виде, поистине удивительном — образной памяти, связанной с правым полушарием головного мозга.
В зависимости от того, через что мы запоминаем, память делится на:
- слуховую (когда слышим, через органы слуха — уши)
- зрительную (видим что-то)
- осязательную (через прикосновения)
- двигательную (запоминаем движения)
- пространственную (когда нам нужно запомнить, где мы находимся, ориентироваться в конкретном месте)
У ребенка в основном все упражнения на развитие памяти, связаны с тренировкой слуховой, зрительной, двигательной памяти и их комбинаций.
У школьников может быть не одинаково развита слуховая, зрительная и двигательная память. И это норма. Мы сами запоминаем лучше через какой-то один канал.
Как мы уже знаем, ребенок запоминает то, что интересно, именно на интерес обращено его внимание, поэтому самое главное научить его находить интерес в том, что нужно запомнить.
Легкий способ развития слуховой памяти
Бывает такое, что кто-то говорит рядом, а вы не слышите? Или ребенок находится на уроке, а слышит только свое имя из всего потока информации, когда уже учитель заметил, что он летает и обращается к нему.
Это происходит потому, что внимание не направлено на эту информацию. А может быть так, что ребенок слушает, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает)
Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти.
Попробуй повтори или 10 слов.
Называем вслух последовательность слов, а потом просим повторить ребенка эти слова. Можно начинать с последовательности 5 слов.
Лето, зима, корабль, стол, дверь. Потом удлиняйте последовательность слов.
Как можно помочь ребенку запомнить слова? А можно с ними проделывать удивительные фокусы: увеличивать, уменьшать, приделывать уши, нос, чтобы они стали смешными, тогда запоминание будет в радость и эффективнее.
Веселая игра «Снежный ком»
Играют как минимум вдвоем. Первый говорит слово, а второй повторяет слово и добавляет свое. Каждый игрок повторяет уже сказанные слова в той же последовательности и добавляет новое слов и так далее.
Сначала можно ограничиться 10 словами. Добавление может быть любым существительным, прилагательным, глаголом.
Самое эффективное упражнение
Самое удивительное и полезное упражнение. Развивает не только слуховую память и увеличивает ее объем, но и доставляет удовольствие. Мне интересны игры и упражнения, дающие много пользы по всем направлениям.
Это очень важное занятие и очень, очень полезное. Это как пить чистую воду для организма. Так же необходимо делать это упражнение, а именно, учить наизусть!
Мы можем сказать, что ребенку достаточно не выучить, а понять. Однако, у нас существует два пути запомнить: проложить след (дорожку) повторениями и связать с чем-то ассоциацией.
Допустим ребенок понял определение. А с чем он его свяжет, с учителем? Это тоже вариант)
Но ребенкино понимание висит в воздухе, если у него нет базы, на которую ложится, привязывается его понимание предмета.
А вот эту базу и дает учение наизусть. Поэтому учить наизусть важно! Это говорила наш ученый Наталья Бехтерева, которая изучала головной мозг в течение 40 лет. Она сокрушалась, что мы забросили самый эффективный способ развивать память.
Сейчас у учеников присутствует синдром пустой головы, потому что родители стали относится к этому действию очень неоднозначно, в школе редко просят учить наизусть.
Хорошо, что нам еще задают учить стихотворения и таблицу умножения наизусть.
Как правильно запомнить на долгое время изложено здесь (откроется в новой вкладке).
Как тренировать память у ребенка? Нужно делать самое полезное и простое упражнение
Лучше взять стихи, поэмы. Выбираете для ребенка или вместе с ним поэму и учите по одной строчке в день. Нужно повторять строчку, пока она не запомнится.
Учите до тех пор, пока он не сможет повторить строчку сначала или с конца, чтобы он знал, где стоит каждое слово.
Нужно чтобы каждое слово было понятным и образ его как бы стоял перед глазами. Пусть думает о самом слове, о его значении, можно умственно рисовать картины того, что он запоминает.
Потом учите следующую строку с тем же эффектом и т.д. И самое важное — вы повторяете при этом выученные предыдущие сроки. Каждый день по одной строчке. Когда выучите всю поэму, можно приступать к следующей.
Потом вы обнаружите, что ребенок может заучивать наизусть не одну строчку, а две, три, а потом вы удивитесь.
Эффект от этого упражнения, не только развитая слуховая память, но и увеличение объема запоминания, объема памяти, развития внимания, и самое главное интереса к словам.
Еще одно эффективное упражнение — музыкальное
Сейчас ведь дети слушаю музыку. Так вот, включите несложную мелодию, прослушайте ее вместе и ребенком, а потом попробуйте вместе в ним повторить мелодию, пропеть ее или просвистеть.
Это очень сильно развивает слух, а также внимание и интерес к звукам. Ну и, конечно, слуховую память.
Если вы еще не читали про музыку, с помощью которой можно бысрее запоминать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти (откроется в новой вкладке).
Это не просто музыка, а музыка помогающая много и быстро запоминать!
Страшная правда про зрительную память
Зрение — является основным каналом восприятия у большинства людей, мы получаем информацию на 80% через органы зрения. Мы доверяем больше своим глазам, чем ушам.
Этот вид памяти развит в совершенстве у людей творческих профессий — художников, дизайнеров, архитекторов, модельеров.
Объем этой памяти не имеет границ. Проводился эксперимент: испытуемым показывались фотографии, а потом предлагались новые. Нужно было выбрать, те что они видели раньше….
Объем картинок успешно предъявляемых испытуемым доходил до 11000, но и это был не предел.
Есть еще одна разновидность этой памяти — фотографическая. Она связанная с памятью правого полушария. Правое полушарие мыслит образами, картинками.
Если она развита, то ребенок, прочитав один раз книгу, может ее всю пересказать или отвечать на вопросы, перелистывая ее у себя в голове. Методика Макото Шичиды как раз развивает эту способность у детей (ссылка отроется в новом окне).
И, развивая фотографическую память, мы будем развивать правое полушарие, отвечающее за воображение, интуицию.
Все 5 органов чувств связаны с правым образным полушарием. Развивая все органы чувств, мы также развиваем наше правое полушарие.
Очень интересные упражнения для развития зрительной памяти
1. Посмотрите внимательно на какой-нибудь предмет в течение 30 секунд, подмечая все важные детали, а потом закройте глаза и попробуйте мысленно представить его, а потом нарисовать по памяти.
Важно рисовать с мысленного образа, а не с живого предмета.
2. Возьмите 7 цветных карандашей или нарисуйте 7 геометрических фигур разных цветов, попросите ребенка посмотреть на них в течение 30 секунд, чтобы запомнить. Закройте предметы и пусть ребенок по памяти опишет все 7 предметов.
После того, как он закончит описывать покажите ему еще раз эти предметы, если он ошибся. Пусть еще раз на них посмотрит и повторно опишет.
Можно играть на улице. Договоритесь с ребенком, что вы будете описывать только что прошедшего мимо вас прохожего.
3. Запоминание деталей. Например, вы договорились запомнить лицо знакомого вам человека. Начинайте запоминать с деталей. Какой у него нос, какие глаза.
4. Игра «Найди отличия»
Берете картинки по возрасту детей.
Но самое важное, что нужно не искать отличия, поскольку вычленять — это способность левого полушария, логического, а нужно тренировать восприятие целой картинки.
Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой.
5. Самое быстрое упражнение «Что пропало?». Рассыпьте любые предметы на столе, которые у вас есть под рукой. Карточки от лото, карты, маленькие игрушки, столовые приборы, если вы на кухне. Начинайте с 7 штук.
Дайте ребенку посмотреть на них несколько секунд, потом пока ребенок не видит уберите одну, а остальные перемешайте. Пусть ребенок скажет, какой предмет пропал.
Есть специальные упражнения, которые развивают фотографическую память, но о них я скажу позже.
6. Можно использовать карту Сперлинга.
Смотреть на карту в течение 20 секунд, чтобы запомнить, потом написать на листочке, что запомнилось, стараясь воспроизвести все правильно.
Если вы хотите потренировать зрительную память у себя, то вам сюда, а приемы, развивающие фотографическую память здесь (ссылки откроются в новом окне).
Что важно делать еще, чтобы улучшить память ребенка
Занятие иностранными языками
Ничто так не укрепляет и не развивает память, как запоминание хотя бы 5-10 иностранных слов в день.
А я советую учить иностранные стихи наизусть, по строчке, как описано в упражнении по тренировке слуховой памяти.
Музыка
Что и говорить, музыка может вам и ребенку помочь во всем: и отдохнуть, и получить удовольствие и оздоровится, и сконцентрироваться, и расширить и укрепить память, а также развить головной мозг.
Как, слушая музыку, развивать мозг и запоминать в два раза быстрее? Ответ и музыку вы найдете по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Можно просто слушать музыку, например, концерты Моцарта, которые благоприятно действуют на здоровье. А некоторые даже способны заменить чашечку кофе.
Можно заниматься игрой на музыкальных инструментах, последнее и вовсе перенастраивает мозг.
Эксперименты доказали, что простое прослушивание музыки развивает образное правое полушарие, а это воображение, феноменальная память, интуиция. Как это происходит?
Музыка запускает потоки образов. Это картинки, которые мелькают в голове, когда мы слушаем музыку.
С помощью томограммы было обнаружено, что при прослушивании музыки активизировались участки правого полушария, которые управляют зрением.
То есть при простом прослушивании музыки активируется правое полушарие, а что активно, то развивается.
Даже если ребенок часто просто слушает музыку, у него улучшается пространственное восприятие — это осознание формы, величины, расположения предметов относительно друг друга.
А что же происходит, когда ребенок занимается музыкой, а не просто ее слушает?
Проведя эксперименты, ученые доказали, что если ребенок начал заниматься музыкой до 7 лет и занимается около трех лет, то он превосходит других ребят в восприятии информации на слух (слуховая память, которая так нужна в школе), в двигательных движения (моторике) и логическом мышлении.
Слуховая кора у этих детей на 30 % больше, чем у детей, которые музыкой не занимаются.
У них большая площадь коры головного мозга вовлечена в работу (движение пальцев, если это игра на пианино).
Чтение
По мнению ученых, при чтение более часа в день происходит формирование новых нейронных связей. При чтении мы задействуем воображение, эмоции, развивается память, включается предвидение, мы думаем и размышляем. Мозг работает!
Кроме того, при чтении вслух, речь обогащается новыми словами, ребенок лучше разговаривает и легче общается с друзьями.
Если ребенок не хочет читать, читайте ему сами.
Как не стать гениальным при помощи внимания?
По мнению Уильяма Аткинсона, занимающегося исследованием и развитием памяти и внимания, если мы будем тренировать внимание, мы можем развить в себе известную степень гениальности.
А развивать внимание можно неограниченно, предела нет. Имея сосредоточенное внимание можно стать самым продуктивным и преуспевающим человеком.
Вы удивитесь узнав, сколько минут тратит обычный человек на решение задач из 8 — ми часов рабочего времени — всего 120 минут или 2 часа) А что было бы, если он тратил хотя бы в два раза больше?
А теперь у упражнения. Всеми предыдущими упражнениями и играми мы развивали внимание тоже. У ученых нет единого мнения — является ли внимание самостоятельным процессом или оно включено в другие познавательные процессы.
Есть аргументы для обеих позиций.
Мы же будем использовать игры, в которых тренируется вместе с памятью и внимание, и игры, имеющие целью тренировку только внимания как самостоятельного психического процесса.
Для этого есть веселые упражнения.
Если вы хотите оценить уровень внимания вашего ребенка, то переходите сюда: Тесты на развитие памяти и внимания для школьников для своих (откроется в новой вкладке).
А оценить и потренировать внимание у себя можно здесь: Тесты на память и внимание у взрослых — вся правда о тестах и их эффективности (откроется в новой вкладке).
Итак, игра
Найди всех
Берутся специальные картинки и ищутся спрятанные образы или считаются количество предметов, животных. При этом мы тренируем еще и образное восприятие, за которое отвечает правое полушарие.
Найдите все курицы (12 штук) и 30 яиц.
Образные картинки. Найди 15 птиц и др.
«Найти и обезвредить.» Вычеркнуть в тексте все буквы С в течение 1 минуты. Для этого можно взять любой текст из книги. Усложнение: вычеркнуть С, подчеркнуть А и т.д.
Или такое задание
Найти нужную последовательность из букв, цифр, фигур.
Лабиринты. Самое любимое занятие моей дочери.
Если вы хотите всерьез заняться своим вниманием ребенка и своим, а также сонастроить мозг ребенка, то легче всего это сделают Таблицы Шульте, вы найдете их по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Шаг конем или что спасет креативность и феноменальную память?
Но есть еще одна область развития, о которой все забыли.
— Пропадают правополушарники, нация — в опасности! — говорят ученые. Пропадают дети, которые генерируют идеи, обладают прекрасным воображением.
Воображение — это способность создавать новое, пока не существующее в настоящем. Стремясь хорошо успевать в левополушарной школе (а сейчас практически все такие), мы совсем забыли о нашем правом полушарии.
Правое полушарие очень активно в детстве, но мы блокируем его развитие ранним обучением чтению, счету, логическим задачам.
Существует мнение ученых, что даже творческое мышление нельзя насаждать малышам, поскольку к нему физиологически готовы дети только с 12 лет (в этом возрасте созревают нужные структуры мозга).
Но если начать развивать правое образное полушарие (которое с рождения активно) специальными упражнениями, то мы можем получить замечательные результаты: феноменальную память, воображение, интуицию и креативность в будущем.
Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме. Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. Вы спокойны и счастливы.
И делать нужно для этого совсем не много. Нужно только знать секрет. И я собираюсь его вам открыть. Проходите и узнайте нашу систему игр здесь, или кликайте на картинку внизу статьи (ссылки откроются в новой вкладке).
Итак, вы узнали как развивать память и внимание детям 8 лет, упражнения. Но можно пойти дальше. Дети с феноменальной памятью, единожды прочитав книгу, могут ее читать с закрытыми глазами, листать у себя в голове, отвечать по ней на вопросы, а также запоминать огромные объемы информации. Хотите такого для своих деток? Тогда переходите по этой ссылке и узнайте нашу систему занятий.
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова
[…] Отдельно про развитие памяти у детей читайте здесь, а у взрослых — здесь (ссылки откроются в новых […]
[…] и внимание у школьника в играх, то читайте статью Как развить память и внимание у ребенка 8 лет упражнени… (откроется в новой […]